08/10/2008
День четвертый



08.10.2008

06-35

Подъем был устроен еще до шести часов.
Сонные мы слонялись по комнатам и попивали чай.
Мобильник Моргунова был обнаружен в кровати Стефаныча. Валентин сидел на кровати и жевал бутерброд. Тут приходит Володя. Недовольный казак начинает высказывать:
- Вот вы наш стол забрали. А нам теперь приходится на полу есть.
- Какой стол? Да у вас и стола то не было!

После этого Стефаныча обозвали клептоманом и заметили, что хорошо еще, что он Володин телефон не потерял вместе с фотоаппаратом.

06-50

На улице утро встречало нас дождем и сумраком.
В машине Стефаныч на всякий случай потребовал у водителя свой потерянный фотоаппарат, но его требование осталось безответным. Тогда он потребовал включить свет. Говорит: «Я хочу выяснить, кто здесь козлы». Свет включили, и пошла игра в домино.
Сегодня с нами едет экскурсовод Эмма. По дороге в Бахчисарай она поведала нам историю Крыма, Севастополя.
На технической остановке Миша покрякал в свой утиный камертон. Эмма обернулась:
- Что это у Вас такое?
- Это манок на женщин.
- А Вы знаете, что по татарским обычаям вы теперь будете обязаны на мне жениться? Да кто ж вы такие?
- Вы узнаете это только на концерте. А Вы знаете, что по нашим обычаям Вы теперь не имеете права отказаться от посещения концерта?

07-50

По новой части Бахчисарая мы не ехали, а просто плыли по улицам. Вода стояла вплоть до верхней части бордюрного камня. Возникли сомнения, доберемся ли мы до старой части города по таким дорогам.
Забавно, что памятник Ленину здесь поставили только в 1991 году - в самый разгар перестройки.

07-56

Почти вплавь, но благополучно мы добрались до церкви Феодоровской иконы Божьей Матери. Храм принадлежит Московской патриархии русской православной церкви.
Распевались мы в тесной часовне, обтирая спинами фрески.

08-15

После краткого распева мы поспешили к началу литургии. Собственно, пение на службе в церкви и было нашей основной задачей на сегодня.
Невзоров скрылся за иконостасом. Периодически он высовывался оттуда, чтобы дать знак о том, что пора петь ту или иную песнь.

Сегодня мы вместе с еще одним хором были на подпевках. Главный церковный хор находился на хорах и пел большинство песен. Голоса у них были хорошие. Пели они слаженно. Видно, привыкли уже распеваться ранним утром. А вот наши голоса еще спали.
Но тут вступил третий хор, который стоял напротив нас. Казалось, хуже фальшивить уже нельзя. Получается, что на фоне них мы пели довольно неплохо.
Во время паузы я осмотрелся. Церковь была только-только построена. Стены едва оштукатурены. Фрески нарисованы только над алтарем.
Акустика в церкви была какая-то глухая. Не было раскатистой реверберации. Наверно, это из-за толпы прихожан.

Одним из восхитительных моментов службы было чтение библии. Вынесли огромную книгу в золотом переплете, открыли царские врата, и тут выглянуло солнце. Оно единственным своим лучом осветило книгу и чтеца. Видение было таким, словно волшебная книга светится и освещает лицо батюшки. Такие эффекты я видел только в кино.

Отцу Сергию, настоятелю этой церкви, у которого сегодня именины, поднесли большой золотой крест. После причащения многие прихожане изъявили желание облобызать сей крест.


А наши хористы «пробакланили» возможность исповедаться и причаститься. Думали, что для нас будет отдельная церемония. Ничего подобного. Надо было ходить на исповедь вместе со всеми. А без исповеди причащаться не положено.
Одна бедная бабулька пошла было причащаться, а ее спросили, исповедовалась ли она сегодня? «Ой, говорит, не успела». И не дали ей вина церковного из чаши златой.

11-05

Служба окончена. Наверно, никогда мы еще не исполняли за одно выступление одну вещь по пять раз. А что сделаешь? Репертуарчик то церковный у нас дохленький. И эти вещи буквально «на коленке» учили в последний момент.
Мы пошли слоняться в ожидании дальнейших указаний.

11-35

Подошел Назаров и сказал, что толпа наших внезапно куда-то рассосалась. Я поспешил найти хористов. Я сбегал в трапезную - народа много, но наших нет. Потом я нашел народ в церкви. Отец Сергий, уже переодетый в черную рясу, принимал поздравления от нашего хора.

Мы спели ему «многую лету», подарили традиционные компакты, стекляшки и прочую макулатуру, которую в нашем хоре принято дарить в подобных случаях.

11-49

Перед отъездом в дальнейший путь возникли разногласия по поводу того, куда мы едем. Дело в том, что места в трапезной для нас не хватило. Батюшка распорядился выдать пару ящиков кагора и деньги на чебуреки. Говорят, что нас должны везти в чебуречную, а Эмма утверждала, что нас везут к ханскому дворцу. Потом выяснилось, что чебуречная находится напротив входа в ханский дворец.
В чебуречной Невзоров довольно своеобразно распорядился накрыть столы. На каждый стол было поставлено по 2 бутылки кагора. Вот только за одними столами было 4 стула, а за другими - 8. Количество вина распределялось явно неравномерно. Делить бутылки по справедливости Александр не стал, но сказал, что когда за большими столами вино кончится, можно будет отлить у тех, кто сидит вчетвером.
Мы впятером сели за стол на 8 персон и поспешили отшвырнуть от него пустые стулья, чтобы никто больше не посягал на наш кагор.
Назаров сидит с молодежью за соседним столом, который полностью укомплектован, и бухтит про несправедливость высшего руководства:
- Невзоров на все наши увещевания… Формальная арифметика - есть такая наука. Он говорит: «2 бутылки на стол». Когда мы увидели, что нас здесь ровно в два раза больше, что надо бы нам 4 бутылки, он сказал: «Ничего не волнует. По 2 бутылки на стол». Типа, договаривайтесь с ними, подселяйтесь к малонаселенным столам. Ну, это ладно. Это мы уладим, отнимем, пропьем. Но когда я сказал, что если он придет и скажет, что по 4 чебурека на стол, то как мы их здесь будем делить? Это и была шутка.

12-10

И вот из кухни стали выносить долгожданные чебуреки. Каждому ставили по полной тарелке. Сначала показалось, что таким количеством можно обожраться, но чебуреки быстро иссякли, запиваемые кагором.

12-24

Мы еще только приступили ко второй бутылке кагора, а Надежда уже грянула «Ой, мороз, мороз». Эк её развезло быстро. Видно, добросовестно постилась перед исповеданьем.
Хор офигел и притих. Надежда тоже остановилась: «А чего это вы не подхватываете? Нет уж, давайте споем!» Хор не поет. И тут она выдала в адрес Лебедева: «И что это ТВОЙ хор сидит, как пень? Спели бы что-нибудь».
Молодежь запела что-то свое молодежное, специфическое про телефон. Тут уже пришлось умолкнуть Надежде.
Это ж надо было тащиться в татарский город, чтобы отслужить службу в православной церкви, напиться кагора и закусить все это чебуреками!

12-32

Вот уже алкоголь разнесся кровью и достиг мозга Димы Анохина. Он поддержал нашу народную застольную традицию и уверенно затянул: «Во деревне то было в Ольховке». Не медля ни секунды, Юлия Васильевна присоединилась к пению и пустилась в пляс. Разнузданное веселье набирало обороты. Тут я вспомнил про функцию записи видео в фотоаппарате. Другого такого шанса не будет!

Video files: 16 MB 22 MB

13-00

Мы вышли на свежий воздух.

Вдруг с минарета послышался голос муэдзина. И тут же из ближайшей подворотни выскочила собака, которая стала истошно лаять в сторону минарета. Муэдзин надрывался, призывая совершить очередной намаз, но и собака не унималась, просто неистовствовала, лаяла до хрипоты. Видно, достали ее эти ежедневные призывы.
Помнится, у меня была собака, а в 12 часов по радио была специфическая отбивка перед новостями. Радио постоянно работало на кухне, и собака перед новостями истошно выла.
Вскоре нас пригласили на экскурсию в Бахчисарайский дворец.

13-22

Фонтаны тут были везде. Причем, фонтанами называли любой источник воды, хотя бы он сочился по капле в час.

Потолок во дворце произвел на нас сильное впечатление. На полу было нечто модерновое. Витражи не повторяли один другой.

Очередная комната с фонтаном - это просто летняя беседка.

Оказывается, мусульмане отказались от звезды Давида (или печати Соломона) только в XVIII веке, т.к. евреи избрали ее своим знаком. А раньше этот знак почитался во многих религиях. Вот молельная комната.

Потом нам показывали Золотой фонтан для ритуального омовения.

И уже после него в фонтанном дворике нам продемонстрировали тот самый Фонтан Слёз, воспетый Пушкиным.

Толпа фотографов просто колыхнулась в его сторону. Каждый пытался успеть сфотографировать фонтан, пока никто не мешает. Но не менее горячим было и желание сфотографироваться на его фоне.
После фонтанов нам показывали устройство гаремов. Тут был представлен даже образец балкончика, на который женщины могли выходить так, чтобы их не было видно.

Первая комната была буфетной. Металлический столик - это на самом деле мангал.

После барабанов я фотографировал гостиную.

В гаремном дворике от беседок не осталось и следа, но Колыбельный фонтан хорошо сохранился. Говорят, когда его воду давали детям, то они быстро засыпали.

Место, откуда вещал муэдзин, называлось большой дворцовой мечетью.

После нам показывали ханское кладбище. На каждом надгробии была начертана эпитафия. Если собрать их вместе, то получиться довольно увесистый поэтический сборник.

На лужайке, где была устроена фотосессия, собаки старательно облаивали свадьбу.


Вам никогда желуди не падали на голову? Ну и хорошо, если нет. А вот тут каждым первым деревом был каштан, с кроны которого при малейшем порыве ветра падали орехи. Примерно каждые 5 секунд раздавался стук падающего каштана по ветвям, и приходилось проявлять чудеса ловкости, чтобы он не попал по голове.

14-22

Под конец экскурсии наши ребята развлекались игрой в мячик, но тут прозвучала команда ехать дальше.

14-29

Мы едем, и вдруг замечаем, что по тротуару топает Дмитриев. Вот так на! Чуть не забыли.
Водитель сразу предупредил, что мы поедем по серпантину, и призвал приготовить средства гигиены в виде пакетов. Молодежь стала предусмотрительно глотать антиукачивающие таблетки, а кто постарше - глотнули из фляжек свое проверенное средство.
Серпантин петлял каждые 50 метров. Потом мне уже рассказали, что в машине, где везли кагор, сметливые хористы воспользовались особенностями ландшафта. Во время поворотов направо бутылка по инерции переходила в левую часть автобуса, где к ней прикладывались все желающие, а при левых поворотах кагор переходил в руки правых пассажиров.
В дороге Стефаныч отказался объяснить, чем отличается шашка от сабли, на что Грецкий провозгласил, что казаки рождаются с саблей в руке и седлом в заднице.
В пути нам рассказали историю появления русских в этих краях. Тут сначала русским велели покинуть Крым, чтобы татарам не с кого было брать дань. Так татары и зачахли сами собой. Потом ушли и татары. Крым опустел. И уже по указанию Суворова казаки, которые здесь воевали, были оставлены, чтобы организовать поселения. Но для населения земель нужны были женщины. Где их взять?
По пяти рублей по всей Руси стали покупать дворовых девок и отправлять в Крым. Но надо было их еще и выдать замуж. Казаки строили дворы, а когда приезжали девки, то казаки сдавали свои фуражки в мешок. Чью шапку вытащит девка - тот и будет мужем. А иные просто вывешивали свои шапки на заборах. Девки шли по улице, чья шапка приглянется, или на чье хозяйство глаз положит, те и становились мужьями. В общем, мужей девки здесь выбирали по фуражкам.
А еще по радио я слышал версию, что девок и казаков выстраивали в две шеренги по росту. Кто напротив кого стоял - те и пара.
Еще нам вещали про сбор крымской розы, который производился ранним утром еще до восхода солнца. Из тонны лепестков розы получается всего килограмм розового масла, а из лаванды - и того хуже - всего стакан.
Проезжали через деревню, название которой переводится, как Голубой Глаз. Оказывается, сюда очень давно (в 4 веке д.н.э.) доходили северные Готы и остались. А уже от них произошло уникальное племя голубоглазых крымских татар Татов.
Проезжали и через охотничьи угодья Воронцовых (позже - Юсуповых), мимо известной лечебницы «Черные воды». Эту воду никто не пьет, но она хорошо лечит опорно-двигательный аппарат.

15-20

Привал в Большом каньоне. В отличие от американского, он живой и очень живописен.

16-15

Приехали на смотровую площадку Ай-Петри. Ветер здесь дует неимоверной силы. Холодно. Вид был впечатляющий, но неспешной съемке мешал ветер, холод и надвигающийся дождь.

«Щелкал» я быстро, и теперь уже понимаю, что все надо было снять совсем по-другому.
Не теряя драгоценного времени, мы отыскали тропу и устремились по скользким камням к вершине Ай-Петри.

16-36

Мы на вершине. 1234 метра.

Только влезли, выпили по символическому глотку коньяка, как уже пора спускаться - до назначенного времени сбора остается 20 минут. Глоток спиртного в разреженном воздухе сильно осложнил наше нисхождение.

И все же быстро, пусть и в экстремальных условиях, мы спустились на площадку к автобусам. На пути вниз мы встретили наших ребят с Таней, которые только начинали восхождение. Тут то мы поняли, что торопиться некуда. Появилось время перекурить. Назаров пошел разыскивать какое-то исключительное местное вино. Оно называлось «Бастардо». Стали пробовать.

Саша догадался, что бутылка вернется к нему не скоро, и отошел с пробкой показать ребятам, где еще такое можно купить. А мы уже все напробовались, но закрыть бутылку нечем. Тогда сказали: «Ну, извини, дедушка». - И стали допивать бутылку.

17:06

Сидим в автобусах, пора отправляться. Грецкий сел на переднее сидение рядом с Эммой. Моргунов науськивает Юрика Федотова: «Слушай, где Грецкий? Пойди позови его». Юрик не понял, в чем шутка, вылез из двери автобуса и стал орать на всю округу: «Грецкий! Грецкий!» Мы сидим и покатываемся со смеху. Тут Юра поворачивается к нему с переднего сидения и спрашивает: «Ты зачем мне на ухо так орешь?» Юрик понял свою оплошность и смутился.
Невзоров шел к нам сказать, что не все еще готовы, но Юрик беспардонно захлопнул дверь перед самым его носом.
Оказалось, что Таня еще не спустилась, другие хористы сидят в кафе и ждут, когда им приготовят шашлык.
Невзоров предлагает на выбор или в 20:45 помыться в бане, или в 21 час пойти на ужин. Слишком уж неравноценные альтернативы. Лучше быть вонючим, но сытым.

19-17

Опять мы приехали к пункту питания раньше времени.
Сразу же после ужина, не дожидаясь милости от Невзорова, часть хористов метнулась узнать, как тут обстоят дела с саунами, а Моргунов сбегал в помывочную и принес благую весть, что сегодня есть шанс ее посетить. Желающих сразу набралось человек двадцать пять. Узнав про это, часть стариков решили отказаться от помойки (или помывки?). Ведь даже, когда мы ходили вдесятером, уже была проблема с душевыми сосками.
Мы не боимся трудностей, собрали деньги и отправились в баню. На удивление, душевых сосков и шаек хватило на всех.
Самые ленивые или закаленные хористы пошли мыться под холодным душем в подвал. Там у них была проблема со светом. Чтобы лишние люди не ходили, они наставили посреди прохода стулья. После этого из подвала доносился периодический грохот падающих стульев и мат натыкающихся на них людей.

21-20

Раздолбайство, свойственное нашему хору, продолжает процветать. Вот сейчас, например, Лапшинский обнаружил пропажу кошелька.
Загадочная сумка, оставшаяся от Белоусова, начинает нас раздражать. Мы залезли в нее посмотреть, не мусор ли там. Нет, вроде, все нужные вещи. Назревает не банальный вопрос, кто потащит все это богатство? Сумка не тяжелая, но дюже объемная.
На ужин приходил Назаров. Недовольные хористы выясняли с ним вопрос, зачем он в чебуречной взял бутылку с чужого стола. Разборка была вызвана беспардонным поведением майора в чебуречной, когда он для молодых хористов унес с чужого стола бутылку кагора. Вот теперь полковник делал ему внушение.
Спать в тот вечер ложились трезвыми и рано.